|
История и проблематика проектирования Мобибы. Идею походной мобильной бани изобрел не я. В том смысле, что эта банная традиция использовалась нашими предками задолго до настоящего времени. Я только изобрел Мобибу – ее современную реинкарнацию. Я никогда не скрывал предысторию проекта Мобиба. На фирму Нарва пришел один известный новосибирский деятель в области туризма, некто Михаил Новиков и предложил автору и изобретателю Термофора Константину Бессонову создать походную баню. Так как они (соучредители Нарвы, которая делала печи Термофор) занимались проектированием и производством печей, то он подумал, что им на Нарве будет несложно придумать походную печку и какую-нибудь палатку для нее. Но это только сходу кажется простым. Да, всем известно, что туристы натягивают на жерди полиэтилен, греют камни и потом им хорошо. Но была поставлена задача превратить это в современный, удобный, безопасный, технологичный товар. В то время у Нарвы было два соучредителя: Левчук Юрий Степанович и Бессонов Константин Евгеньевич. А я в то время работал в должности главного инженера на фирме «Огнезащитные технологии». И вот, однажды они появились у нас в офисе с просьбой подобрать для них ткань, чтобы как говорится «в огне не горела и в воде не тонула». Разговорились, оказалось, что мы все трое в разное время окончили самолетостроительный факультет. Они стали меня убеждать, что походные бани очень нужны спасателям, туристам, охотникам. Я тогда был настроен скептически по отношению к этой теме. Они узнали, что я имею небольшой швейный бизнес, что знаю технологию проектирования больших лекал (я одно время выполнял заказ на проектирование мебели). И пригласили перейти к ним на фирму в качестве главного конструктора мобильных походных изделий. То есть совместить свой опыт в металле и в тканях. Так все и началось в конце 2001 года. Начался период сбора информации, анализ, макетирование, эксперименты. Я набирался знаний и опыта по этой теме. В 2003 году учредители Нарвы расстались. Левчук Ю.С. реформировал ООО «Нарва» в «Теплодар». А Бессонов К.Е. на голом месте среди битого кирпича завода «Сибтекстильмаш» создал с нуля «Термофор». Я же ушел в третью сторону и создал ООО «Мобис» (Мобильные сооружения). Не думаете, что все было очень просто. Что же тогда в массовом порядке никто не врезает в китайские палатки какие-нибудь печки? Наверное, потому, что никто сгореть живьем не хочет? Палатка, если ее поджечь полыхает как факел и сгорает меньше чем за минуту. Разделить судьбу Жанны Д’Арк желающих нет. При этом знание того, что походные бани делали древние Скифы в решении современной задачи по проектированию не помогает. Скиф, это младший из сыновей Геракла. У него еще два сына было Агафирст и Гелон. Но именно Скиф стал вождем степных племен сколотов. От него они и узнали о банных процедурах. Он был грек, в Греции бани давно уже были в ходу. Лев Николаевич Толстой, когда служил в артиллерии, во время Крымской компании тоже делал с сослуживцами походную баню из фашинника (прутья такие). Про это историки знают, но это не дает готовых решений, как изобрести современную мобильную баню. Вот какие задачи мне пришлось решать самостоятельно: 1. Надо, чтобы палатка была в полный рост и имела купол близкий к кубу. Чтобы внутри можно было махать вениками. 2. Надо, чтобы дверной узел обеспечивал свободу входа и выхода в любых ситуациях, включая нештатные (стихийные). 3. Надо, чтобы конструкционные элементы тента не превышали 1000 мм, чтобы укладывались поперек багажника седана. 4. Надо, чтобы палатка имела самодостаточный каркас. То есть, чтобы палатка стояла не благодаря растяжкам, а сама по себе. Иначе, если ветром сорвет растяжку, палатка может завалиться, и люди окажутся в мешке с печкой. 5. Надо, чтобы печка была супермощной, но маленькой. Чтобы давала пар, но не искрила. 6. Надо, чтобы крыша палатки не повреждалась в месте прохода дымовой трубы. 7. Надо, чтобы ее боковые стенки не обжигали лучистым теплом, и чтобы была горячая вода. 8. Надо, чтобы изделие можно было изготовить простыми технологическими приемами и оборудованием. 9. Надо, чтобы комплектующие можно было купить или быстро изготовить на собственных площадях людьми средней квалификации. Алексей Сычев, ноябрь 2008 г.
Первые русские бани. О русской бане упоминается в летописях X-XIII веков. Ее называли мовь, мовня, мовница, мыльня, влазня или просто баня. В Древней Руси побежденные племена даже платили дань... березовыми вениками. История русской бани уходит в седую древность. Геродот, странствуя по белу свету, побывал и на территории нашей страны — в Северном Причерноморье и в устье Днепро-Бугского лимана. Историк пересказывает легенду, услышанную им в причерноморских степях. О том, что здесь некогда появился греческий герой Геракл. У него было три сына — Агафирс, Гелон и Скиф. Однажды Геракл предложил сыновьям натянуть могучий лук, с которым, кроме него, никто не мог совладать. Только один Скиф — младший из братьев — сумел выполнить повеленье Геракла. Так Скиф стал владыкой причерноморских степей. В скифском кургане, что близ Никополя на Днепре, найдена серебряная ваза с изображением людей богатырского вида, обуздывающих степных коней. Геродот рассказывал о банях, которыми пользовались эти сильные, могучие люди. Устанавливали три жерди, верхними концами наклоненные друг к другу, и обтягивали их затем войлоком. Потом бросали в чан, поставленный посреди этой хижины, раскаленные докрасна камни. Взяв конопляное семя, залезали в эту войлочную баню и бросали его на раскаленные камни. От этого, замечает историк, поднимался такой сильный пар, что никакая эллинская баня не сравняется с той, какую он видел в степи. Наслаждаясь ею, скифы вопили от удовольствия. От Геродота мы узнаем о том, что скифы после погребения покойника очищали себя парной баней. Скифские женщины растирали на шероховатом камне, подливая воды, куски кипариса, кедра и ладана. Этим жидким тестом с приятным запахом обмазывали все тело, а когда на следующий день смывали этот слой, оно становилось чистым и блестело. Баня упоминалась и в восточнославянских мифах: ее почитали даже боги, и с баней связывалось происхождение человека. Византийский историк Прокопий Кесарийский (ок. 500-565 гг.) пишет, что баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали в день рождения, перед свадьбой и после смерти. О русской бане упоминается в летописях X-XIII веков. Ее называли мовь, мовня, мовница, мыльня, влазня или просто баня. В Древней Руси побежденные племена даже платили дань... березовыми вениками. Много любопытного узнаем у Нестора (XI — нач. XII в.), этого, можно сказать, первого русского писателя, в его «Повести временных лет», «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля...» Есть в летописи строки и о бане. В Великом Новгороде легендарный апостол Андрей, путешествуя по разным странам, увидел деревянные бани, где люди, обнажившись, били себя вениками и под конец окатывали себя холодной водой. «...И возмут на се прутье младое и бьют ся сами... И обдаются водой студеною... И то творят мовенье собе, а не мученье». Во времена, о которых повествует летопись, у восточных славян еще не было городов. Значит, речь идет о V-VI веках. А вот своеобразный отклик уральского поэта Алексея Домнина на эти «банные» строки первой русской летописи: «...До надменного Рима добрел он водою и посуху, был у персов и скифов и в гиблых варяжских местах. Но особо скорбел, опираясь на старческий посох, в новгородской земле седовласый воитель Христа: «Видел бани древены... И как их нажарят румяно, от одежд сволокутся и, взяв молодое прутье, так исхлещут себя, что выходят почти бездыханны, и остудят водой истомленное тело свое. И опять оживут, не мовенье творят, а страданье для себя эти люди, забытые богом в глуши»... Так поведал апостол, с него начинались преданья о загадочных свойствах веселой славянской души. А в душе той и вправду ни ржавчины нет, ни смятенья, как румяная баня, она горяча и добра. Так издревле ведется: большую работу затеяв, с чистым телом и помыслом вступают в нее мастера. Век иной на земле и другие заботы и ритмы. Сыновья покоряют неведомый звездный простор, но я в русскую баню вхожу, как входили в молитву, и с березовым веником жаркий веду разговор!» Упоминает Нестор и походе Олега в Константинополь. В договоре с Византией говорится о праве русичей пользоваться местными банями. «И да творят мовь елико хотят». Русь подхватила византийские, а следовательно, и античные традиции, особенно Древней Эллады. До русских людей доходили медицинские воззрения Гиппократа и Галена. Печерские монахи, прослышав о пользе бани, стали устраивать их для лечебных целей, но на русский самобытный манер. В уставе великого князя Владимира (966 г.) бани именовались заведениями для немогущих. В 1091 г. переяславский епископ Ефрем, ставший впоследствии Киевским митрополитом, заводил бани, своеобразные лечебницы — быть может первые на Руси. Врач-монах Киево-Печерского монастыря Агапит исцелял больных травами и парной баней. Внучка киевского князя Владимира Мономаха Евпраксия (первая половина XII в.) еще в детские годы увлеклась народной медициной. Готовила из целебных трав снадобья и пользовала больных — и знатных людей и простых крестьян. «Леками людям добро делала». За что и прозвали ее Добродеей. Случилось так, что по обычаям того времени 15-летняя княжна была просватана за византийского царевича Алексея Комнина. Так Евпраксия оказалась в Царьграде, где ее нарекли новым именем — Зоя. Царевна с еще большим рвением занялась врачеванием. Прониклась воззрениями Гиппократа и Галена. Зоя-Евпраксия оставила после себя медицинские рецепты, многие из которых были почерпнуты из народной медицины Руси. «О том, как зубы белыми сделать. О лечении внутренних и внешних болезней и чистоте, без которой не быть здорову». И о русской бане — «бодрит тело и веселит душу». В своем «Описании Московии» немецкий ученый Адам Олеарий (1603-1671) сообщает, что в России нет ни одного города, ни одной деревни, в которых бы не было парных бань, общественных или частных. «Русские могут выносить чрезвычайный жар. Ложась на банных полках, велят себя бить и тереть свое тело разгоряченными березовыми вениками, чего я никак не мог выносить». Далее Олеарий пишет, что от такого жару русские делаются красные и обливаются холодной водой. Зимой же, выскочив из бани, валяются на снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова входят в жаркую баню. «Такая перемена противоположных деятелей благоприятствует их здоровью». ...Зима 1237 года. Внук Чингисхана Бату (Батый) — впоследствии предводитель Золотой Орды — добрался со своей конницей до Москвы. Его внимание привлекли бревенчатые срубы у реки, из которых валил густой пар. Люди стремглав выскакивали оттуда, бросались к ледяной проруби и окунались. Вот что пишет об этом историк Василий Ян: «Бату-хан метнул плетью на срубы: «Что делают эти безумцы?». «Эти домики называют «мыльни», — объяснил толмач. Там жители Мушкафы (так монголы называли Москву) бьют себя березовыми вениками, моются горячей водой и квасом, затем окунаются в проруби. Это очень полезно. Оттого урусуты (русские) такие сильные». Как писал Карамзин, Дмитрий самозванец никогда не ходил в баню, поэтому жители Москвы считали его «не Русским».
|
|